pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Category:

Стадии формирования коллектива: от "песчаной россыпи" до "горящего факела"

Оригинал взят у maria_vy в Стадии формирования коллектива: от "песчаной россыпи" до "горящего факела"


Сделаю ещё один экскурс в основы психологии, изложенные советским психологом Я.Л. Коломинским в книге "Человек: психология". В книге есть очень интересная глава, посвящённая актуальной теме - коллективу.

В ней автор высказывает одну замечательную мысль о том, что "само человеческое "Я", внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми". Мысль известная, полезная и, по-моему, вселяющая большие надежды относительно судьбы человеческой коллективности. Не может человек без общества - и это здорово. В этом его слабость (можно ведь разобщать людей намеренно), но в этой непереносимости оторванного от общества существования есть и потенциал.

Автор обращает внимание на то, что человек в течение своей жизни становится участником различных групп: начиная с семьи и далее - класс в школе, кружок в клубе, рабочий коллектив и т.д. В процессе общения в группах человек вступает с членами группы как в личные, так и в профессиональные отношения. Например, если речь идёт о работе, то нельзя исключить фактора личного общения и говорить только о профессиональном общении.

А далее - самое интересное: автор от групп переходит к коллективам. Цитирую с комментариями. Всё что выделено, выделено мной.

Группы, которые достигли высокого уровня развития отноше­ний, называются коллективами. Можно сказать, что всякий коллектив — это группа, но не всякая группа – коллектив. Чтобы стать коллективом, группа должна иметь ряд качеств, которые приобретаются постепенно.

Далее автор приводит этапы превращения группы в коллектив. Описание взято из книги А.Н. Лутошкина "Как вести за собой".
Группа, становясь коллективом, проходит ряд стадий: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус" и вершина - "Горящий факел".

Процитирую, начиная с "Мерцающего маяка". Активность проявляется всплесками. Автор подчёркивает, что активность является критерием коллективности.

Но вот в группе выделяется актив, цели деятельности становятся общими, в ряде случаев она уже действует как настоящий коллектив. Это состояние — «мерцающий маяк», который не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Фор­мирующийся коллектив озабочен тем, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие, вспышки. Уже есть на кого опереться, авторитетны «смотрители» маяка, те, кто поддерживает его горение,— организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчи­вость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками.

Следующая стадия - "Алый парус". "Один за всех и все - за одного".

Новый этап формирования коллектива — «алый парус». Это символ устремленно­сти вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе (группу на этом уровне развития уже можно считать коллективом) живут и действуют по принципу: «Один за всех, все за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, еще не скажешь, что здесь готовы в любую ми­нуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

Венец коллективности - "Горящий факел". Настоящий коллектив.

И наконец — «горящий факел». Настоящий коллектив — тот, который не удовлет­ворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой факел, освещающий дорогу другим.

Не предлагаю абсолютизировать точку зрения психологов, изложенную в книге "Человек: психология". Возможно, что не все факторы и не все стадии здесь учтены, тем более что коллективы не обязательно строятся с направленностью во вне. Как мне кажется, здесь описан коллектив в идеальном смысле, то есть коллектив, имеющий идеалы. Так вот, автор сообщает, что коллектив нужно строить, потому что истинный коллектив не возникает стихийно.

Развитие коллектива — очень сложный процесс, который никогда не протекает стихийно, без сознательной целенаправленной ра­боты и руководителей, и членов коллектива.

И ещё важный момент - это условие, необходимое для развития коллектива, для его самосовершенствования.

Мы говорили уже, что для самовоспитания личности необхо­димо самопознание.  Точно так же коллектив движется вперед, осоз­навая свои сильные и слабые стороны, обсуждая перспективы и пла­ны своей деятельности, взаимоотношения членов коллектива и т. д. В результате такого коллективного самоанализа ребята, как показал опыт, способны объективно установить стадию развития своего отряда, своего класса или бригады как коллектива и наметить ориен­тиры на пути от «песчаной россыпи» к «горящему факелу».

Есть что взять на вооружение.

Tags: коллектив
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments