pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Categories:

А.Ф. Лосев о советской власти

Оригинал взят у cultprosvet_mag в А.Ф. Лосев о советской власти


К вопросу о том, насколько “незаслуженно” некоторые представители дореволюционной интеллигенции попадали в лагеря в 30-40-е годы. На примере судьбы А.Ф. Лосева, который  в 1930 году вместе с супругой был арестован и осужден на 10 лет лагерей (жена на 5 лет) по "сфабрикованному" делу о так называемом Церковном монархическом центре «Истинно-православная церковь». Предлогом для ареста послужили незаконных вставки А.Ф. Лосевым дополнений в «Диалектику мифа». И дело тут даже не в прямом нарушении законов, ведь вставки делались тайно и в уже прошедший государственную цензуру текст, что само по себе, по законам того времени, было серьезным преступлением. Но ведь было еще и специфическое содержание вставок, которое автор пытался таким образом донести до "широких масс". Надо отдать должное Лосеву, в своих вставках он предельно честен, откровенен, аргументирован, и как показало время во многом — прав. Но и Советскую власть вполне можно понять, в то время она не могла себя вести иначе, ей приходилось защищаться от враждебного окружения и внутренних врогов. Скорее уж тут есть некая загадка, как так получилось, что Лосев отделался все несколькими годами, тогда как за неизмеримо меньшее люди получали высшие меры или проводили десятилетия в лагерях.



Итак, дадим слово А.Ф. Лосеву («по материалам Вестника Архива Президента Российской Федерации "Старая площадь" №4/1996/»):

О причинах, побудившие Лосева к внесению дополнений в "Диалектику мифа":

  • "Положения, характеризующие социализм и Советскую власть, окончательно сформировались, под влиянием той агрессии, которую проявила Советская власть в своей церковной политике последнего времени, в своем курсе на индустриализацию и коллективизацию. Эти меры в своей крайней резкости заставили меня болезненно на них реагировать, резко ставя вопрос о тенденциях развития советской власти и социализма - в сторону анархизма и гибели человечества. Несомненно, внешние события не могли определить существа моих взглядов, а определяли лишь форму их выражения.


  • "Диалектика мифа" была написана в 27г., печатать ее в 1930г. без каких-либо изменений я не мог. Я должен был придать основным положениям книги ту конкретность и развернутость, которую они получили в результате моей дальнейшей работы над их диалектическим развитием.»



Лагерное начальство Белбалтлага. 30-е годы

О политических взглядах

  • "Советская власть и социализм рассматриваются имяславием как проявление торжества Антихриста, как дело рук Сатаны. Политический идеал имяславия неограниченная монархия, всецело поддерживающая православную церковь. Резко-отрицательное отношение имяславия к Советской власти породило у его сторонников положительную оценку вооруженной борьбы, направленной на свержение соввласти и сочувствие, как вооруженным выступлениям, так и иного рода активной антисоветской деятельности. Наиболее близким имяславию из эмигрантских политических течений нужно считать течение право-монархическое."


  • "Существо этого движения я расценивал очень высоко. Мной были изучены все материалы, характеризующие имяславие, на основе детального изучения движения я намеревался дать исчерпывающую историко-философскую работу."




  • "Несомненно, что положения моей работы "Философия имени" аналогичны основным идеям имяславия."


  • "Наши встречи (с деятелями имяславия) были частыми, мы вели продолжительные беседы на религиозные темы. Наши общие религиозные воззрения (с одним из вождей имяславия) в основных пунктах совпадали, но в то время, как все мое внимание было отдано теории и диалектике, он целиком был в сфере практики и политики. И в этом было наше различие.


Алексей Федорович Лосев — заключенный Белбалтлага. 1933.

О рабочих и крестьянах

  • «Общество делится на два класса. Платон называет первый класс философами, второй ремесленниками и земледельцами, то есть по нашему, рабочими и крестьянами. Философы - созерцатели идей, рабоче-крестьянская масса - послушная исполнительница философских созерцаний. Задачи философов - умно созерцать истину и передавать ее всем прочим; задача рабоче-крестьянского класса кормить себя и философов, и воплощать, осуществлять идеи. Добродетель философа - мудрость, добродетель рабочих и крестьян - послушание. Рабочие и крестьяне от природы не могут созерцать идей, они должны подчиняться тем, кто умеет их созерцать; они кормители монахов и послушники аскетов-старцев."


  • "Философы и монахи - прекрасны, свободны, идеальны, мудры. Рабочие и крестьяне - безобразны, рабы по душе и сознанию, обыденно-скучны, подлы, глупы. Философы и монахи - тонки, глубоки, высоки; им свойственно духовное восхождение и созерцание, интимное умиление молитвы и спокойное блаженство и величие разумного охвата. Рабочие и крестьяне - грубы, плоски, низки, им свойственен вульгарный пафос мордобития, зависть на все духовное, гениальное и свободное, матерщина, кабак и циничное самодовольство в невежестве и бездействии.»




О феодальном строе


  • «Я... утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплоатации трудящихся, а к истине - так, конечно, как это тогда понималось. Истина, которую исповедует феодальный строй, есть Церковь и послушание ей. Тайна векового крепостного права есть тайна послушания и отказа от своей воли, во имя спасения души, через послушание истине, идеей и душой крепостного права является не эксплоатация трудящихся, но спасение души и церковные догматы. Надо помнить, что крепостничество есть вовсе не то, что клевещут на него либералы всех стран и народов.


  • Средне-вековые крепостные отличаются от античных рабов так же, как икона отличается от статуи, как личность от телесного организма, как музыка духовных далей от физически осязаемой вещи. Крепостной мыслится принципиально свободным: он личность, а не вещь. Его подневольное состояние отнюдь не есть рабское состояние."


  • "Естественнее всего было бы человечеству, если уже стоять на ступени феодализма, то и продолжать так дальше стоять, усовершенствуя недостатки, проистекающие из естественных недостатков человеческой природы. »


О евреях

(продолжение следует)


Tags: философия
Subscribe
promo pravdoiskatel77 февраль 14, 01:31 Leave a comment
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments