pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

История РПЦ в ХХ веке. Декларация 1927 года (2).

Оригинал взят у teterevv в История РПЦ в ХХ веке. Декларация 1927 года (2).

Продолжаем читать «Декларацию 1927 года…».

«Декларация…» служит основанием для выдвижения претензий в адрес РПЦ МП во всех смертных грехах.  Предлагаю ее прочитать и вынести суждения самим. Конечно, я не стану приводить весь текст, ссылка на который дана выше. Я буду читать ее, и выделять те места, которые на мой личный взгляд являются существенными как для РПЦ, так и ее противников. Если я встречу то, с чем не согласиться моя совесть, то непременно укажу и это.

«О Господе радоватися.

Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую церковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования.

К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом, выступления зарубежных врагов Советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их…

Ныне жребий быть временным Заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, … вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело Почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел.

…с учреждением при мне Временного Патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок…

Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас всех на глазах.

Тем нужнее для нашей Церкви … теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства …, а с нашим народом и с нашим правительством.

Засвидетельствовать это и является первой целью настоящего нашего (моего и Синодального) послания».

Все сказано предельно ясно и конкретно. Резануло немного выражение «нашего правительства», но при небольшом размышлении я не нашел причин восклицать «Ага! Вот оно!». А как Сергий должен писать? «Вашего…»? «Их»? Чьего? Он гражданин СССР, как и чада РПЦ оставшиеся в Отечестве. Правительство «их», как ни крути.

Также видим, что в рамках позиционирования обозначена сторона «контра», то есть стоящая на полностью противных основаниях - РПЦЗ. И тут все логично. Это не в первый раз происходит. Такую позицию занимал не только Сергий. Да и историческая объективность нам говорит - так оно и есть. РПЦЗ выступала оппозицией не только РПЦ МП не только Советской власти, классово чуждой уехавшим за границу (именно по политическим, а не религиозным основанием), но и русскому народу, по факту уже принявшему новую власть.

То есть мы имеем основание сказать, что критика «Декларации…» является своего рода ответом на критику в адрес Церкви, оставшейся в России. И еще важно отметить, что РПЦ МП имела все основания для этого критического ответа.

«… в мае текущего года по моему приглашению и с разрешения власти, организовался Временный при Заместителе Патриарший Священный Синод …

Теперь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление…

Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совершающейся таким образом в положении нашей Православной Церкви, Ее духовенства, всех церковных деятелей и учреждений…».




А все-таки надо! Потому как, не видя всех трудностей, с которыми боролось управление РПЦ в последние годы, невозможно понять важности произошедших перемен. Если коротко - РПЦ перестала быть вне правового поля. Это не отменяет факта продолжения гонений. Но вопрос об историческом небытие самой крупной православной поместной Церкви был снят.

Понятное, дело, что ни случись этого «естественным преемником» РПЦ становилась РПЦЗ. Ее позиция была уже оформлена к этому времени полностью. И, кстати, она мало поменялась до сего дня. Мол, Россия  - больна, русский народ пал, она - единственное, что осталось «русского» от России, и т.д.

Неоформленность позиции РПЦ МП была им на руку. И оформление РПЦ МП, как реально существующего в России института, было для них историческим и политическим проигрышем.

«Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу…
Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому правительству …
… заверим правительство, что мы не употребим во злое…»

Конечно, видя перед глазами гонения и преследования трудно произнести слова благодарения… Даже пусть перед ними стоит молитва к Господу. Даже пусть сказанные слова носят очевидный казенный характер. Но, с другой стороны, стоит угроза реального исторического исчезновения РПЦ. И надежды на уехавших нет никакой. Народ ведь не уехал! А где русский народ, единственно там и может быть Русская Церковь. 

Кстати, не удерживая в голове этого противопоставления себя и РПЦЗ нельзя читать этот документ. Потому что этот документ, прежде всего, политический. И пойти на него РПЦ была вынуждена из-за описанных выше трудностей своего положения, одно из которых провокационная деятельность уехавших иерархов и части эмигрантов.

Продолжение в следующий раз.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

Tags: Церковь и государство, история церкви
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments