pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Ожидания и реальность

Оригинал взят у pterozavtr в Ожидания и реальность


Не буду писать о фильме "28 панфиловцев" - о нем много разного понаписано и без меня. Хочется подумать над проблемой в целом. Над тем, чего мы - патриоты-носители коммунистического, советского по сути своей, мировоззрения - ждем от выходящих на экран фильмов или оказывающихся на прилавках книг.

Кто-то может сказать, что мы априори не ждем ничего хорошего и всякий раз ожидаем какого-то подвоха, явной или скрытой "свиньи", подложенной идеологическим врагом. Во-первых, это далеко не всегда так, а во-вторых - это тоже знак того, что позитивные ожидания есть, и вполне конкретные, только они раз за разом не удовлетворяются реальностью.

Я не вправе говорить "за всю Одессу", скажу, что хотелось бы увидеть лично мне в отечественных кино- и книжных новинках, прежде всего на историческую тему, о советском периоде нашей истории.

1. Прежде всего, конечно, чтобы автор разделял советские ценности и искренне любил лучшее в советском. Или, как минимум, понимал, чем жили советские люди в описываемый период, и относился к своим героям с симпатией.

2. Возвеличивание героизма, подвига, а не инстинкта самосохранения и изворотливости. проявленной на пути следования этому инстинкту. Воспевание коллективизма, а не индивидуализма и "самовыражения" любой ценой.

3. Уважение к труду, любование людьми труда.

4. Соблюдение исторических реалий, отсутствие фактической "лажи" и анахронизмов. И уж точно отсутствие передергиваний, преувеличений и лжи.

5. Определенный моральный урок, который зритель вынес бы из фильма, а не просто картинка из прошлого, вещь в себе.

Наверняка есть что-то еще, но это главное. И вот я не могу назвать фильм или книгу, кроме советских (да и то не всех и не всего формально советского периода), которые удовлетворяли бы всем этим требованиям. Почему это так? По чьему-то злому умыслу или есть тому объективные причины?

Разумеется, злой умысел (или умысел, кажущийся самому автору или заказчику добрым, но направленный против всего советского) тоже встречается. Есть фильмы о той же Великой Отечественной, снятые, кажется, только за тем, чтобы обелить фашистов, предателей, дезертиров и показать их "тоже людьми", жертвами обстоятельств или "тоталитарной системы подавления", а также чтобы показать эту самую "систему" - в виде злобных особистов и/или политруков. Но с такими поделками все ясно, однако, и другие, вроде бы нейтральные и не похожие на карикатурные агитки творения часто подвергаются критике из "красного" лагеря - за недостаточную советскость и абстрактный патриотизм прежде всего. Но если подумать, может ли быть иначе?

Сколько лет в среднем современным отечественным режиссерам, снимающим фильмы на военно-историческую тематику? В среднем где-то около 40. То есть, это люди, уже не заставшие по-настоящему, в сознательном возрасте, СССР.  Формировавшиеся как личности в годы перестройки и в лихие 90-е. Люди, знающие советскую жизнь героических десятилетий только по рассказам родных, по старым книгам и фильмам. А каковы шансы у человека, с юности принадлежащего к творческой интеллигентской среде постсоветского времени, стать человеком просоветским и при этом добиться даже не известности, а просто пробиться к зрителю? Да даже не о советскости речь - каковы его шансы вообще сформироваться патриотом - и не скатиться при этом в славянщину кичово-фэнтезийного пошиба?

И вот получается так, что эти деятели искусства, ставшие заложниками времени и окружения, все же испытывают потребность снять нечто патриотическое. Конкретно - нечто о подвиге советских солдат в великой войне. И снимают. И даже не допускают явной лажи, выпячивания "чернухи" или вранья. И тут же оказываются под массированным огнем сразу с двух сторон. То, что патриотическое кино клянут и высмеивают либералы - понятно. Но его начинают изничтожать и советские патриоты - за  несоответствие как минимум пункту первому. Хотя, на мой взгляд, это все равно, что ругать паралитика за то, что он не пляшет вприсядку. Более того. я совсем не уверена. что эти люди, искренне влюбленные в советское, дай им все полномочия и профессиональные навыки сценаристов и режиссеров, снимут действительно адекватное "советское" кино. Не допустят психологических анахронизмов, наивности. прямолинейности и неорганичности в выражении своих идей. Ибо времена и люди совсем другие и современный коммунист, считающий себя прямым идейным наследником советских людей, все же вырос в совсем других условиях и в другом окружении, вынужден был приспосабливаться к совсем другой реальности.

Значит ли это, что не нужно критиковать современное кино про советскую действительность за недостаточную советскость и прочие огрехи? Вовсе нет, критиковать надо. Но критика критике рознь. Она не должна быть обиженным воплем ребенка, обнаружившего в фантике от любимой шоколадной конфеты... ну, например, подсохшую ириску. Во-первых, и фантик, если приглядеться. совсем другой - достаточно посмотреть на год выпуска, чтобы понять, что это не "вкус детства". Во-вторых, ириска - это нечто вполне съедобное, а не кусок чего-то гадкого или ядовитого. Например, в блокаду люди радовались такой вот, случайно завалившейся за шкаф, незамысловатой конфетке - а сейчас мы живем в условиях именно что духовной блокады.

Целью критики должно быть выращивание из абстрактно патриотических авторов - авторов более советских по духу. Воспитание этих авторов - а не затаптывание их, не причисление к стану недругов и не отбивание всякой охоты творить на столь взрывоопасные темы или прислушиваться к критике. Потому что результатом может быть и то, что режиссеры и литераторы просто перестанут брать в расчет голоса из политизированных лагерей, записав этих критиков априори в фанатики и неадекваты, и будут орентироваться на тот усредненный "пипл", который, увы, радостно поглощает далеко не только качественные и полезные для душевного здоровья вещи. Будет ли от этого кому-то хорошо?

Да, разумеется, я мечтаю увидеть однажды на экранах фильм, органично продолжающий советские традиции и проникнутый советскими идеями. Но для этого слишком многое должно измениться в обществе и в людях. Это долгая и кропотливая работа. И в рамках этой работы могут пригодиться и идейно несовершенные произведения - если они будут интерпретированы и поданы в верном ключе. В этом, на мой взгляд, и состоит задача реалистичной и вдумчивой "красной" критики. Иначе есть опасность остаться лишь с золотым фондом советского кино (и советской литературы), который чрезвычайно богат, но все же принадлежит не только Вечности, но и своему времени. Не стоит делать из советского периода некий невозвратный "золотой век", в котором только и было подлинное и достойное внимания. Думать так, на мой взгляд, значило бы желать остановить время, если не повернуть его вспять.

Tags: идеология, кино
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments