pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

О важнейшем из искусств

Оригинал взят у teterevv в О важнейшем из искусств

Ленин не просто указывает на кино, как наиболее доступное направление культурного прорыва бывших рабов к культуре господ. Он очерчивает контуры того, когда кино служит именно этой задаче.

Мое отношение к кино, а тем более к современному, очень сложное. Не смотреть не могу, хотя бы потому, что его смотрят мои дочери. И часто предлагают сходить в кино вместе, чтобы потом в семье обсудить увиденное. Это радует и дарит часто очень важные для меня минуты единодушия с детьми. Хотя не всегда…
Некоторые фильмы они смотрят, игнорируя мое неодобрение их выбора. Это огорчает, но что поделаешь. И тогда не всегда, но часто я вынужден знакомиться с этими фильмами, чтоб опять же иметь возможность с детьми их обсудить. «Для себя» смотрю фильмы редко. Слишком большой процент «брака» приходится просмотреть, чтобы встретиться с талантливым или просто увлекательным фильмом.

А между тем, в наше время, когда медиа - создают реальность, совсем игнорировать этот канал влияния на умы людей было бы ошибкой. Я не случайно в заголовке ссылаюсь на высказывание Ленина. Тогда, в первые годы становления Советского проекта по существу решалась задача формирования новой, еще не существовавшей доселе культуры - культуры прежде угнетенного класса, ставшего впервые в истории господином и себе и в своей стране.
Чтобы лучше понять, предмет переживания уже тяжело больного Ленина, я приведу историческую справку.

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства. Это справа из Википедии.

Ленин не просто указывает на кино, как наиболее доступное направление культурного прорыва бывших рабов к культуре господ. Он очерчивает контуры того, когда кино служит именно этой задаче.
- не только развлекательное, но и познавательное (в заданной пропорции);
- освещение реальности, будней своей страны;
- привязка к исторической действительности;
- нравственная направленность кино.

Я позволил себе эту историческую справку, чтобы сказать нечто и о сегодняшнем дне. Сегодня роль кино с одной стороны гораздо выше - она буквально занимается констуированием реальности (иногда враждебной существующей). А с другой стороны, кино перестало быть самым массовым средством распространения фактической информации о мире. Ему осталось как раз распространение образов, идей и идеалов. И тут оно ведет себя ровно противоположным образом, нежели определял Ленин в 1922 году. Оно из «господ» делает рабов. Из граждан - потребителей. Из «культурных» - варваров. И т.д. Но при этом оно остается, как и век назад - «важнейшем из искусств».

Исходя из всего этого, я составило список режиссеров, которые повлияли на мировой кинематограф и список их фильмов, начиная с тех, которые принесли этим режиссерам мировую известность.Всего получилось 16 фамилий. Вот они: Эйзенштейн, Довженко, Антониони, Бертолуччи, Висконти, Брессон, Бергман, Бунюэль, Де Сика, Годар, Куросава, Росселини, Ренуар, Феллини, Шаброль, Дрейер.

16 фамилий и почти что 400 фильмов, список которых я естественно приводить не могу из-за их количества.
Часть авторов и картин я уже смотрел. С некоторыми будет первая встреча. Как, например, с Жаном Ренуаром, сыном великого художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Наверное, стоило бы начать знакомство с этим режиссером с фильма «Великая иллюзия» (1937) о Первой мировой войне. Но сюжет этого фильма мне чем-то напомнил «Большой побег» - американский фильм 1963 года о побеге союзнических военнопленных из немецкого лагеря во время Второй мировой войны.  И я решил сразу перейти ко второму «великому творению мирового кинематографа» - фильму 1939 года «Правила игры».
Фильм снят накануне Второй мировой и потому я ожидал увидеть в нем нечто, на чем настаивал Ленин. Но…

Тут уже начинается описание моих впечатлений о самом фильме. А это будет сделано в самостоятельном тексте.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

Tags: кино
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments