pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Categories:

Революционная опера «Тихий Дон» вернулась в театр

Оригинал взят у dialexika в Революционная опера «Тихий Дон» вернулась в театр
tihij-don-opera.jpg

Мариинский театр возрождает классику советской оперы под руководством худрука Академии оперных певцов «Мариинки» Ларисы Гергиевы. «Тихий дон» Ивана Дзержинского считается одной из первых выдающихся опер в истории СССР, премьера которой состоялась в Ленинграде в 1935 году и которую лично посетил Иосиф Сталин.

Примечательно, что молодого 26-летнего Дзержинского отрекомендовал Дмитрий Шостакович для показа в Малом театре. Он почти одновременно с ним представлял свою оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Сталин посетил обе, и если «Тихий Дон» был встречен позитивно и впоследствии отмечен Сталинской премией, то оперу Шостаковича забраковал в разгромной критической статье в газете «Правда».

Дзержинский создаёт свою оперу раньше, чем Михаил Шолохов завершает своё произведение, и как позже оказалась с иной концовкой, в которой казак Григорий Мелехов из богатой семьи по окончанию Гражданской войны остаётся на стороне большевиков, тогда как в сюжете писателя он возвращается в свою семью. Этот и другие факты несоответствии беспокоили композитора и в своих воспоминаниях о Шолохове описывает эту свою первую с ним встречу.

– Вы не очень сердиты на меня и либреттиста за наши изменения в романе?
– А мне какое дело? – удивленно возразил Шолохов. И, немного подумав, продолжал, временами переходя на «ты»:
– Мой роман – это мой роман. А твоя опера – это твоя опера. Я, конечно, рад, что мой роман породил оперу. А насчет того, что вы там использовали и чего не использовали, – это меня не касается. Это твое хозяйство. Ты и в ответе за него перед народом…


Однако к концу обеда завязался спор по другим моментам оперы. В частности писатель посчитал неверным видоизменять музыкальный мотив казачьих донских песен, потому что, хотя вариант Дзержинского и был построен на интонациях русской народной песни, но на Дону эта музыка не будет понятна. Но несмотря на горячий спор, всё же опера была воспринята благоприятно и по-дружески.

В 1969 году вышла театральная постановка на эту оперу, по которой можно уловить хотя бы какие-то отголоски той версии. Стоит отметить прозорливость Ивана Дзержинского по теме своего музыкального спора с Шолоховым. Ему тем самым удалось совершить сплав национальной народной темы и духовно-русской хоровой составляющей, сделавшей оперу действительно общесоюзным достоянием.

В качестве иллюстрации, окончание оперы — боевая походная песня «От края и до края»



Tags: опера
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments