pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Category:

У истоков мысли. "Ницшеанство" Горького. Часть 2

Оригинал взят у sobteo в У истоков мысли. "Ницшеанство" Горького. Часть 2

Данко (из цикла "Старуха Изергиль")

В прошлой статье были приведены опеределенные доказательства того, что Горькому в его художественной и философской мысли не были чужды некоторые элементы мировоззрения Ницше. А можем ли мы назвать Горького ницшеанцем и какие есть для этого предпосылки?

Не углубляясь в биографию и философскую систему Ницше, необходимо отметить ряд, на мой взгляд, важных нюансов. Ницше как философ изначально гуманистический, тонко чувствовал «системную ошибку», вшитую в ткань проекта Модерн и классического западного гуманизма.

Механистичность так называемого фаустианского человечества, отсутствие утешения в жизни человека вследствие секуляризации рано или поздно должны были «аукнуться» западному гуманизму. И Ницше, предчувствуя эту беду, проклял западный гуманизм. При этом Ницше встал перед выбором: либо превращение человека в Фауста, но лишенного жизненности за счёт замещения ее фаустианской механистичностью, либо же "звериная" живая "жизненность". И Ницше, имевший замешанный на классической гуманистичности фундамент, выбрал именно живого человека, а не человека-куклу, как конечный «продукт» фаустианства. Именно здесь берет свое начало белокурая бестия Ницше, как сверхчеловек, возвративший себе чистое природное начало.


Если сравнивать философию Горького и Ницше, то можно сказать, что эти два гения совершают разнонаправленное движение. Ницше, начавший как гуманист приходит сначала к мифу, а потом, архаизируя миф – к чистой воли к власти, т.е. становится предтечей фашизма.

Горький же, наоборот, через воспевание природы и мифа приходит к гуманизму, но гуманизму новому, немодернистскому, взыскующему нового человека. Горькому созвучен новый гуманизм, к которому он пробирался тернистыми тропами и дремучими лесами, подобно Данко. И именно в Данко как антагониста ницшеанского образа Ларры, на мой взгляд, происходит преодоление Горьким "ницшеанства", характерного для первых его рассказов. Но даже в них чувствуется морализм, в отличие от Ницше, который говорил о морали иного рода.

В статье «Ницше и Горький. Элементы ницшеанства в творчестве М.Горького» М.Гельрот, говоря о своеобразном мышлении двух мыслителей, подчеркивал, что, «если романтизм Ницше — высоко аристократичен», то «романтизм Горького — глубоко демократичен». Горьковская концепция «жизни-борьбы» бесконечно далека от концепции Ницше «воли к могуществу и власти».

Было ли что-то схожее в мировоззренческих системах Горького и Ницше? Таким сходством, по моему мнению, является богоборчество. Именно в этом, пожалуй, одно из главных сходств Ницше и Горького. Если сказать точнее, именно этот аспект мировоззрения Ницше, наравне с проповедью сильной личности, нужен был Горькому в момент увлечения творчеством немецкого философа.

Но даже в этом, прошу прощение за каламбур, сходстве есть существенные различия между мировоззрениями Горького и Ницше. Ницше, провоглашая "Лучше совсем без Бога, лучше на собственный страх устраивать судьбу, лучше быть безумцем, лучше самому быть Богом!", вкладывал в это совсем противополжный горьковскому богоборчеству смысл. Он таким образом лишь утверждал единственным высшим смыслом - волю к власти. А также таким образом смог сопрячь новую архаику с возможностью сохранения научно-технического развития. Фашисты ведь не отрицали такое развитие, иначе бы они не создали сильнейшую на 1939 год армию мира.

Горьковское же богоборчество имело одну мотивировку - невозможность принятия такого Бога, от которого страдает Человек. Но об этом подробнее я напишу чуть позже. Здесь же хочу ещё раз подчеркнуть, что Горький, подобно Ницше, отталкивался от мифа. Так, например, В.А.Ханов, разбирая всемирно известную пьесу Горького "На дне" (1900-1902 гг.) заостряет свое внимание на образе одного из главных героев - Сатина. В основе образа Сатина, по мнению исследователя, лежит богомильский апокриф о Сатаниле, который "возгордился" и "воспротивился Богу". В данном факте можно увидеть всю сложность и противоречивость горьковского богоборчества, которое "даже в гностических ересях (богомильские в том числе) видел проявления социального протеста". Несмотря на гностический подтекст, Сатин все равно сущностно гуманистичен: "Человек - свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек - вот правда. Что такое человек?... Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет ... в одном! В этом все начала и концы... Всё в человеке, всё для человека!"

Продолжение следует

Ссылки на предыдущие части: Введение; Часть 1

Tags: Горький, Ницше
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments