pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

О Человеке в коммунизме и христианстве

Оригинал взят у teterevv в О Человеке в коммунизме и христианстве

Храм Преображения Господня в Звездном городке

Свобода – состояние реализации Человеком своего Предназначения в согласии со своей Природой. Очевидным признаком этого состояния является способность к Созиданию, то есть Творчеству. Пробуждение и раскрепощение в Человеке высших творческих способностей – описание этого состояния в коммунизме.

Когда говорится о необходимости синтеза коммунизма и христианства, кто-то воспринимает это с чисто академической точки зрения, где надо просто найти нечто общее в двух концепциях. Кто-то с политической, имея в виду необходимость союза носителей двух позиций для решения текущих политических задач. Читая статьи С. Е. Кургиняна, посвященные этой проблематике, я вижу помимо указанных подходов и другой - поиск сущностного единства. Для меня это чрезвычайно важно. Ведь я и православный воцерковленный верующий, и коммунист.

В разговорах с противниками самой возможности этого синтеза, я вижу некоторые странности. Каждая из сторон наделяет другую надуманными противоречиями. Редко когда удается перевести разговор на по-настоящему сущностные вещи. А таковых всего две: понятие Человека и вытекающие из него понятие Блага. Остальное все - уже производное от этого.


Православный крест на Международной космической станции

Христианство исходит из того, что Мироздание антропоцентрично. Мне кажется и со светской точки зрения так же. Если Человек единственное разумное существо во Вселенной, то весь этот грандиозный «спектакль» под названием Мир имеет только одного «зрителя» - нас. Только наше участие в нем наделяет его хотя бы каким-то смыслом. А Человек - это непросто зритель. Он участник! А для этого Человек должен быть достаточно свободен от Мира и наделен творческим потенциалом. Это одинаково важно и для христианства и для коммунизма.

Коммунистическую точку зрения я только осваиваю. А вот с христианским взглядом я знаком дольше и, надеюсь, глубже, чтобы позволить себе изложить нечто, опираясь на свои познания. Чтобы мои слова не были только моими, я обращусь к трудам святителя Игнатия Брянчанинова, которые вобрали в себя «весь симфонизм» святоотческого учения. У него есть небольшая работа «Слово о человеке». Я позволю себе использовать ее, как источник цитат и мнений отцов по рассматриваемой проблематике.

Уже во «Введении» святитель задается вопросами, которые и были поставлены во главу угла: «Кто я? Откуда и для чего являюсь на земле? Какая вообще цель моего существования?... Чувствую себя бессмертным: постоянно действую из этого чувства… Человек — тайна для самого себя…»

Будучи тайной для самого себя, Человек наделен способностью искать ответы на сущностные вопросы. Искать и находить, и в соответствии с ними менять себя и мир. Тем самым он фундаментально выделяет себя из остального мира. Уже тут мы видим точку размежевания в ответах на вопросе о Человеке.



А.А. Фурсенко: Министр образования и науки Российской Федерации (2004—2012),
с 2013 г - председатель попечительского совета Российского научного фонда.


Запад, наделяя Человека некой свободой от животной предопределенности, тут же загоняют его в другую несвободу - социальную. Только коммунизм и христианство не признают окончательности любой предопределенности, говоря о Человеке, как носителе неисчерпаемого потенциала Развития.

Такое видение Человека в христианстве вытекает из его Природы. В первой главе «Определение Человека» свт. Игнатий пишет: «Что такое человек? На этот вопрос отвечает человекам апостол: «Вы... есте церкви Бога жива…» (2 Кор. 6:16)». Человек не может не быть тем, чем он создан... Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно». Человек не может быть собой, будучи ограничен лишь самим собой. Отрицая необходимость этой связи Человека и Высшего, Запад все время говорит о миропорядке, а не о Человеке. В отличие от Запада, православие и коммунизм говорят о Человеке именно как о носителе Высшего Предназначения и Творце истории.

Природа Человека по учению Церкви отражает соединение в нем двух миров. Об этом говорится в следующей главе «Мироздание»: «Сотворением человека Творец заключил мироздание, то есть сотворение миров, видимого и невидимого... Это понятие — относительное… В сущности этого разграничения нет». Есть Дух, и есть материя. Они способны соединиться лишь в Боге и … Человеке. Если душа односущностна с ангелами, то тело – это уникальное наше свойство. Эта сложность нашей Природы и дает Человеку качества, напрямую связанные с его Предназначением. В чем же это предназначение?

Глобальный ответ был дан выше, и повторяется святителем еще раз, в главе «Тело и душа»: «Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам… Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению — … быть храмом всесовершенного Бога… Тело — дом души, ее одеяние, ее орудие».

Тут сказано важное слово - орудие! Труд! Созидание! Творчество! В этом мы и подобны Богу - в способности к Творению. В этом и есть «малое» Предназначение Человека, после большого - быть Храмом Божиим. Пишу «малое» лишь в масштабе к главному. А по сути, это «малое» такое же неограниченное, как и сам потенциал Человека при его связи с Богом. Об этом же говорит и святитель, приводя слова святого Иоанна Дамаскина из книги «Точное изложение Православной веры»: Человек сотворен «как бы некий второй мир — в великом малый, как другого Ангела, поклоняющегося Богу; сотворил смешанным из двух природ…».

В главе «Образ и подобие Божие» читаем: «…душа имеет три силы: силу словесности, силу желания, или воли, и силу мужества, называя сию последнюю силою ярости; она в общем употреблении у нас называется характером… “Что же такое образ Божий, если не ум?” — говорит св. Иоанн Дамаскин… Воля стремилась к Богу; сила твердости содержала человека постоянно в его правильном стремлении; силою словесною человек пребывал в непрерывном соединении с Богом». Там, где речь заходит о Силе, снова появляется потенциал Свободы. А, значит, и Творчества. Ибо сила нужна только для Свободной, Творческой деятельности.

Говоря о наказании Человека смертью, практически всегда забывают, что наказан он был не Богом, а законами своей Природы. Перестав быть ее носителем, Человек стал подвластен греху, это и породило смерть. «От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой» - пишет святитель в главе «Смерть души». То есть человек причастен злу не по своей Природе, а по причине отхождения от нее. Зло - есть насилие над Человеком. «Страшным плодом падения было порабощение человека диаволу и ничем не отвратимое смешение с ним…с насилием и мучительски владел враг человеком, — говорит преподобный авва Дорофей» (глава «Сметь души»). И здесь мы снова видим существенное различие понимания проблемы соотнесения Человека и зла Западом, с одной стороны, и христианством и коммунизмом с другой. Во втором случае зло в Человеке преодолимо, в первом - нет. В главе «Подчинение Человека дьяволу» святитель заключает, что диавол (зло) не выше Человека. Его господство - это не закономерность, а недоразумение. То есть по существу рабом Человека сделать нельзя. Рабом он может сделаться только сам. И стать свободным Человек может только сам, восстановив в христианстве свою природу, или преодолев отчуждение от нее в коммунизме. И эта способность Человека - вернуть себе утраченное - есть важнейшая объединяющая позиция для христианина и коммуниста.


Дейнека А. А., «Покорители космоса», 1961.

В конце я хочу сформулировать некий итог опытного обретения искомого синтеза, в преломлении через приведенные выше доводы.
Человек может носить это гордое имя, только будучи Свободным. Это одинаково первосущностно и для коммунизма и для христианства.
Свобода – состояние реализации Человеком своего Предназначения в согласии со своей Природой. Очевидным признаком этого состояния является способность к Созиданию, то есть Творчеству. Пробуждение и раскрепощение в Человеке высших творческих способностей – описание этого состояния в коммунизме.

Обсуждение остального: историзма зла, его природы, - все это, конечно, может иметь место, но только после того, как даны ответы на вопросы о Человеке.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


Tags: коммунизм, христианство
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments