pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Category:

У истоков мысли. "Ницшеанство" Горького. Часть 3

Оригинал взят у sobteo в У истоков мысли. "Ницшеанство" Горького. Часть 3

Итак, в философских системах Горького и Ницше есть два принципиальных сходства - это богоборчество и проповедь сильной личности, восставшей против несправедливости и смерти. Необходимо отметить, что во многом схожи и "строительные элементы" двух философских пирамид. Причем если рассматривать эти пирамиды с точки зрения главного, т.е. восхождения Человека, то вершины пирамид по оси "звериное - человеческое" окажутся на противоположных полюсах.

У Горького все утоньшающиеся к верху "слои" пирамиды, как то миф - характеристика противоречивого богоборчества (например, апокриф о Сатанаиле и образ Сатина), само богоборчество, проповедь сильного человека, не ломающегося под грузом "мерзости и грязи" и ведущего других к свету познания, а потом и к борьбе за гуманистические идеалы являются фундаментом пирамиды восхождения. У Ницше же происходит переворачивание пирамиды, т.е. отказ от культуры и воспевание звериного в человеке.

Конечно, Горький не ницшеанец, хотя бы уже по тому, что их философские системы стали органичными элементами двух предельных, абсолютных, непримиримых врагов - коммунистического проекта (в случае Горького) и фашистского проекта (в случае Ницше). Но сопоставительно-контрастное рассмотрение мировоззренческих позиций Горького и Ницше, как мне кажется, дает более глубокое понимание сути коммунистической доктрины Горького. В результате такого сопоставления высвечиваются важные моменты творческих поисков Горького, которые необходимо выделить перед началом рассмотрения слагаемых коммунистической доктрины Горького:

1. Горький в одном из писем И.Груздеву написал, что он марксист не по Марксу, а потому "что так выдублена кожа". То же самое можно сказать о "ницшеанстве" Горького - оно созвучно Горькому, потому что является откликом на мещанство, на "тяжесть и грязь окружающей действительности".

2. Говоря о Ницше я упоминал, что он в итоге пришёл к к архаизированному мифу, выводя за скобки культуру, сделавшую из проточеловека Человека. Горький в своих творческих изысканиях никогда не чурался изучения всех пластов народной культуры, наиболее близкой к природе и мифу. В том числе он исследовал и фольклор, и русские еретические и сектансткие религиозные движения, потому что видел в них то, что Бердяев назовет истоками русского коммунизма. Без этого важного аспекта творчества Горького невозможно понять глубинные народные корни социалистической революции.

3. Томас Манн в свое время определил творчество Горького, как мост между ницшеанством и социализмом. Если взять за основу определение: Коммунизм - раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке, то в этой связи интересен взгляд Горького на восхождение человека в коллективе, на гармоничное развитие личности. Также в манновском определении по сути содержится краткое изложение развития исторического самосознания Горького, неразрывно связанного с изучением России, как историко-культурной личности, и поиском истоков русской исторической субъектности. Эта темы будут более подробно рассмотрены далее.

Продолжение следует

Ссылки на предыдущие части: Введение; Часть 1, Часть 2

Tags: Горький, Ницше
Subscribe
promo pravdoiskatel77 февраль 14, 01:31 Leave a comment
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments