pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Category:

Коммунистическая доктрина А.М. Горького. Богоборчество. Продолжение

Оригинал взят у sobteo в Коммунистическая доктрина А.М. Горького. Богоборчество. Продолжение

М. Горький. Фотография. 1886 г.

Ссылки на предыдущие части исследования: Введение; Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

Необычайно одаренный мальчик Алексей, с детства «мучавший» взрослых недетскими вопросами, мог получить ответы на свои вопросы только в рамках такого мироощущения: «Бабушкин Бог был понятен мне и не страшен, но перед Ним нельзя было лгать, — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд. И я никогда не лгал бабушке. Было просто невозможно скрыть что- либо от этого доброго Бога, и, кажется, даже не возникало желания скрывать… Дед водил меня в церковь: по субботам – ко всенощной, по праздникам – к поздней обедне. Я и во храме разделял, когда какому Богу молятся: все, что читают священник и дьячок, — это дедову Богу, а певчие поют всегда бабушкину.

Я, конечно, грубо выражаю то детское различие между богами, которое, помню, тревожно раздвояло мою душу, но дедов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: Он не любил никого, следил за всем строгим оком, Он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что Он не верит человеку, всегда ждет покаяния и любит наказывать. В те дни мысли и чувства о Боге были главной пищей моей души, самым красивым в жизни, — все же иные впечатления обижали меня своей жестокостью и грязью, возбуждая отвращение и злость. Бог был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня, — Бог бабушки, такой милый друг всему живому. И, конечно, меня не мог не тревожить вопрос: как же это дед не видит доброго Бога».

С детства в своих мечтательных размышлениях Алексей желал «дойти до бабушкина бога, до ее богородицы и сказать ей всю правду о том, как плохо живут люди, как нехорошо, обидно хоронят они друг друга в дрянном песке... И сколько вообще обидного на земле, чего вовсе не нужно. Если богородица поверит мне, пусть даст такой ум, чтоб я мог всё устроить иначе, получше как-нибудь».

Тяжело переживающий «грязь» жизни и окружающий мещанский быт юноша, подобно Ивану Карамазову (по форме, а не по содержанию), «возвращает свой билет» Богу. И вот уже нет прежних религиозных переживаний, уже «похоронно гудят колокола церквей, - этот унылый звон всегда в памяти уха», ложась «пригнетающим медным осадком поверх всех впечатлений». Но невозможно так просто вытравить «главную пищу души» и Алексей «примыкает» на время к старообрядцам, работая в мастерской иконописи. Он считал их тогда своими учителями жизни: «среди скучной и бессовестной действительности, -они показались …людьми великой духовной силы, лучшими людьми земли». Пешкова привлекает близкий ему дух бунтарства старообрядцев.

Но и это пристанище души было недолгим – Алексей не видит в старообрядчестве борьбу против мерзостей жизни. «Это крепкая вера, но застывшая во времени и погрязшая в обидах, озлоблении и зависти, а главное в этой тёмной вере слишком мало лучей любви». И как признается позже Горький: «Но для того, чтобы убедиться в этом, мне пришлось пережить много тяжелых лет, многое сломать в душе своей, выбросить из памяти». Единственными надежными учителями жизни для Алеши Пешкова оставались книги, формирующие его идеалы и наставнически помогающие жить.

Продолжение следует

Tags: Горький
Subscribe
promo pravdoiskatel77 февраль 14, 01:31 Leave a comment
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments