pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Categories:

Истоки религиозной концепции «Москва - третий Рим».

Оригинал взят у kmi9 в Истоки религиозной концепции «Москва - третий Рим». Часть 2

Доклад был зачитан на встрече дискуссионно-философского клуба «Суть времени» в прошлую среду 25 января.

Истоки концепции уходят корнями в конец 15 века.

Первым делом рассмотрим, что происходило в это время в мире. Ранее я писал о том, что происходило в это время в Европе. В Германии зарождается реформация, параллельно с ней идёт крестьянская война нацеленная против гнёта духовенства и дворянства. В Италии расцветает пышным цветом ренессанс. В это время пишут свои великие полотна Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи.

Не могу отказать себе в удовольствии привести работы этих великих художников.

Рафаэль - Мадонна

Микеланджело - сотворение Адама

Леонардо Да Винчи - Благовещение

Боттичелли - Весна

Если вспомнить, что до этого живопись исчерпывалась за небольшим исключением в основном иконами, то можно представить какой фурор производили эти новые полотна. Вот на одной картинке собраны изображения одного и того же сюжета - Благовещения. Это Боттичелли, Да Винчи и Андрея Рублёва. Виден качественно новый переход.



Конечно, возрождение оказало влияние и на церковь. Во-первых, это обращение к античности. Вдумайтесь, в святая святых католического мира – Сикстинской Капелле – стены и потолок расписаны античными образами апостолов и святых. Сам Иисус выглядит совершенно иначе, чем его было принято писать до этого.

Микеланджело - Иисус Христос

Во-вторых, икона отходит на второй план. А чем отличается икона от картины? Наиболее важным в иконе является лик святого, преображённый благодатью Божией. Икона должна обращаться к духовному миру человека, тогда как картина к эстетическому чувству. То есть католический мир отдаляется от духовного мира в пользу мирского, материального.

Всё это происходит на фоне падения Византийской империи. В 1453 году Константинополь был захвачен турками и собор Святой Софии был обращён в мечеть.

Необходимо отметить, что по мнению современников 7000 год от сотворения мира (1492 год по нашему календарю) должен был стать годом второго пришествия Христа. Об этом писали многие византийские и греческие авторы. В том числе святой Мефодий Патарский, святой Ипполит, преподобный Ефрем Сирин, константинопольский патриарх Никифор Ксанфопул. Среди русских — святитель Кирилл Туровский.

Всё это, конечно, в виде различных волн доходит и до православной Руси. В это время набирают силу еретические движения, сильнейшим из которых является Новгородско-московское философско-политическое течение, вошедшее в историческую литературу с подачи Иосифа Волоцкого под названием «Ересь жидовствующих». Некоторые историки связывают эту ересь с влиянием иудейских проповедников, в т.ч. «жидовина Схарии» принесшего её на Русь. Согласно этому взгляду, получается, что иудеи проникли на православную Русь и настолько распространили здесь своё влияние, что даже митрополит московский и всея Руси (1490-1494) Зосима был одним из еретиков. И даже сегодня в Википедии можно прочитать, что еретикам было присуще «следование некоторым иудейским предписаниям и обрядам». Однако, как подробно показал в своей работе профессор Я.С. Лурье, иудаизм не являлся идеологией еретиков. По мнению Лурье данное движение являлось последователем стригольников и содержит в себе в первую очередь, «Рационалистическую критику церковной догматики и отрицание церковной иерархии». Лурье называет это антифеодальной Ересью городов. То есть это движение сродни рассмотренным в прошлой статье ересям, стремящихся к справедливости бюргеров. Это по сути первые ростки приближающейся эпохи Модерна со свойственными ему рационализмом и секуляризацией.



Рассмотрим подробнее, что представляла собой православная церковь на Руси в конце 15 века. Она в это время была разделена на три лагеря. Основные разногласия у них были по двум вопросам: мирскому и религиозному. Первой силой были нестяжатели, последователи Нила Сорского (который был последователем исихазма). Он учил, что церковь должна иметь в собственности лишь столько имущества и земель, сколько необходимо для её выживания, а всё остальное необходимо раздавать страждущим. В воспитании монахов Нил Сорский делал упор на духовную чистоту иноков. Невольно напрашивается аналогия с Франциском Ассизским, который призывал жить по евангелию и тем самым оживлял средневековое христианство, вкладывая в него обновлённые гуманистические ценности.



Прямой противоположностью нестяжателей в вопросе об устройстве жизни монахов были иосифляне (сторонники игумена Пафнутьево-Боровского монастыря Иосифа). Иосиф Волоцкий главным в воспитании монахов считал строгое следование дисциплине и церковному уставу. В вопросе имущества он так же противостоял Нилу Сорскому и считал, что церковь должна наращивать земельные имения для повышения собственного влияния на народ и государство.

Однако, в вопросах религиозных у них практически не было споров. Более того, как пишет Лурье, «Послание иконописцу [основная работа Иосифа] основано на «послании к некому брату» Нила Сорского». Религиозные же споры (в основном у иосифлян) возникали с уже рассмотренной третьей силой – рационалистическими тенденциями в осмыслении религиозных догматов. К этой силе и принадлежали приверженцы так называемой «ереси жидовствующих». Они выступали против института монашества, критиковали творчество «святых отцов» о втором пришествии в 7000 году от сотворения мира. При этом опирались на евангельские и апостольские писания, что перечеркивает их возможную приверженность иудаизму. Критиковали с рационалистических позиций догмат о троице. Вслед за стригольниками (ересь первой половины 15 века) обвиняли монашество в коррупции.
Таким образом, в церкви 15 века наиболее сильно проявились тенденции, которые можно было бы назвать как церковь бедных (нестяжатели), церковь богатых (иосифляне) и реформаторы церкви (Новгородско-московская ересь). После расправы над еретиками, многие последователи Нила Сорского вступались за еретиков и против. Борьба этих трёх тенденций во многом определило дальнейшую судьбу русской церкви.

Иосиф Волоцкий

Итак, наступает 1492 год. Естественно ни о каком втором пришествии Христа речь не идёт. Следовательно, возникает проблема: как объяснить народу несбывшееся пророчество. Все описанные ранее тенденции итак уже сильно пошатнули авторитет церкви и возвысили авторитет еретиков.

Как ни странно спасение приходит из лагеря еретиков. В 1492 году митрополит Московский Зосима пишет «Извещение о пасхалии на восьмую тысячу лет». В ней он помимо составления пасхалии, говорит что «И будут первые последними, а последние первыми» (Лурье поясняет, что имеется ввиду павшая Византия и Русь православная), что Константин «божию волей сотворил град во имя своё и нарёк его градом Константина, который и есть Царьград, и зовётся Новым Иерусалимом: и в большей степени простелась православная вера Христова по всей земле».

Далее, он пишет о том, Господь Бог избрал «благоверного и христолюбивого великого князя Владимира киевского и всея Руси». И передал царю щит непобедимый и мечь – православную веру, — чтобы распространил он её по всей земле и крестил язычников. «И наречен [Владимир] теперь вторым Константином», и новый град Константина будет Москва. А бог ему в этом помогать будет. Таким образом, Зосима протягивает нить от Иерусалима, к Константинополю и от него к Москве.

Так зародилась концепция «Москва – третий Рим». Вы спросите, «Почему же третий Рим? Ведь он пишет о третьем Иерусалиме». Отвечаю.

Через 2 года в 1494 году Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре. А в 1504 году еретики, к которым принадлежал и Зосима были разгромлены. Кроме того, Зосима не был поддержан Иваном III.

А зарождённая им идея вновь вышла на поверхность в известных работах старца Филофея «Послание о неблагоприятных днях и часах» и «Послание великому князю василию, в котором об исправлении крестного знамения и о содомском блуде». Но там уже было сказано про «Третий Рим»:

«Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать

«Кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, — ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, — так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь



Tags: Третий Рим
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment