Previous Entry Share Next Entry
История РПЦ. Переход от драмы к трагедии
pravdoiskatel77
Оригинал взят у teterevv в История РПЦ. Переход от драмы к трагедии

Как случилось так, что после смерти Патриарха произошел поворот от диалога уже не к противостоянию, а к попытке уничтожения моей Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос надо стряхнуть с себя идеологический морок. Неважно какой: «белый» или «красный». Потому что морок к истории никакого отношения не имеет.

Сегодня я хочу сказать пару слов, предваряющих возвращение к теме «Истории РПЦ в ХХ веке». Кагда-то я описывал нашу с дочкой игру «Впервые…»  в отношении музыкальных шедевров. Когда мы представляли с ней, что прослушиваемая нами музыка звучит впервые в истории Человечества. Или таким же образом выстраивать свое отношение к Евангелию, что прямо скажем и есть норма в отношении к Нему. А почему мы не можем точно так же перечесть историю?

Я всегда с большим волнением читаю или смотрю ключевые места в книгах и фильмах, в которых герои или персонажи совершают выбор, от которого зависит - одержит ли добро победу над злом. Знаете, обычно авторы как под копирку вводят в сюжет такие вот нехитрые загогулины: сперва ошибка, а потом долгое и тяжелое исправление ее. Как говорил мой друг: краткость хоть и сестра таланта, но мачеха гонорара.

Понимая все это и даже зная сюжет (когда читаю или смотрю не в первый раз), все равно волнуюсь. Все надеюсь, что на этот раз ошибка не будет совершена. Даже когда Пилат выносит свой приговор Господу и отпускает Варраву, всегда где-то в глубине души надеюсь, что будет отпущен не разбойник, а Спаситель.

В своем рассказе об Истории Церкви я подошел к переломному моменту. Будет глупо утверждать, что именно после смерти Патриарха Тихона  начались все злоключения нашей Церкви в Советском государстве. Не менее глупо будет говорить, что все злоключения начались исключительно при большевиках. Но все же нельзя не отметить, что значительная часть гонений и по масштабам, и по уровню жестокости началась позже уже рассмотренных нами событий. Кто хочет, путь оспаривает это мое утверждение и доказывает обратно.

Какие выводы делаю я? До этого момента с церковью не расправлялись, а боролись. Боролись как социально чуждым, политически неблагонадежным и идеологически конкурирующим институтом. К сожалению, для такого восприятия Церкви основания были.

Второй вывод я делал в позапрошлом посте: мы можем говорить как минимум о двух направлениях политики по отношению РПЦ. Согласно одной - по Церкви бьют при помощи обновленчества. Согласно второй - Патриарху не препятствуют защищать РПЦ и громить обновленцев. Громит и при этом налаживает отношение с новой властью.

В следующем посте я привел слова и Патриарха и Временного Синода, которые, по существу, можно свести к выражению готовности сотрудничества с новой властью. Эта же готовность демонстрируется и в документе, который называют «Завещанием Патриарха». И то факт, что «Завещание» было опубликовано в «Правде» и «Известиях» свидетельствует о том, что новая власть этот диалог вела.

И вот, передо мной встают вопросы. Как случилось так, что после смерти Патриарха произошел поворот от диалога уже не к противостоянию, а к попытке уничтожения моей Церкви? Что к этому привело? Могли ли события развиваться в другую сторону?

Находясь в мороке идеологического противостояния «красных» и «белых», найти ответы на эти вопросы невозможно. Сразу же вылазит суррогат, заменяющий эти ответы. Чего стоит только попытка все гонения на РПЦ свести к личности Ленина. Мы же прочитали в прошлых постах, что никакого разгрома РПЦ до 1924 года не произошло. Все произойдет гораздо позднее. Но антисоветчики все мешают в одну кучу и маркируют именем основателя СССР. Потому что действуют в идеологическом мороке, а не в исторической реальности.

То же самое относится и к просоветским агитаторам, которые кричат о том, что Церковь сама во всем виновата. Что, мол, вся Церковь поддержала белых - что полная ерунда, как мы уже читали. Что вся церковь сразу же заняла антисоветскую позицию - что опять же глупость, и мы это тоже читали. Также как и заявления, что все посаженные и расстрелянные священники были ярые антисоветчики, шпионы и контрреволюционеры.

Все это морок: «белый» или «красный», не суть важно. Важно, что к истории это имеет довольно отдаленное отношение. А история - это всегда драма, где взять и назначить кого-то ангелом, а кого-то наоборот - не получается.

Вот и в истории перехода от противостояния Церкви и новой власти на фоне попыток договориться к войне на уничтожения мне хочется не искать подпитки своим страстям, а разобраться. Как случилось, что драма противостояния перешла в трагедию убийства?

Если кто-то считает, что я ответы знаю, и под них буду подгонять свой рассказ, то заверяю его - это не так. Я их не знаю, и потому буду искать в последующих текстах. Читая о событиях и участниках тех событий именно с той простотой, о писал когда-то.

Предыдущая статья цикла,
первая.



Buy for 60 tokens
Александр Проханов Президент Путин сообщил, что намерен четвёртый раз баллотироваться на высший пост государства Российского. Это решение не сопровождалось шумной кампанией, военными парадами, ликующими толпами. Утром он побывал на съезде добровольцев, которые спасают гибнущих…

?

Log in

No account? Create an account