pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

О метафизике и морали


К одному из обсуждений статей из нашей газеты, которые происходят в городской библиотеке, неожиданно присоединился посторонний для нашего движения человек. Он предложил вместо метафизики коммунизма, обсудить его моральные и нравственные начала, которые, на его взгляд, не приемлемы для дня сегодняшнего. Завязавшейся спор, как мне кажется, бесперспективен. И не только потому, что он обязательно превратиться в пинг-понг каким-то там цитатами из Маркса и Ленина, отбраковкой фальшивок со стороны оппонента и т.д. Все это можно и даже нужно делать. Но ведь эта тематика, как и наши внутренние споры на похожие темы, скорее можно отнести к рассмотрению чего-то внешнего по отношению сути обсуждаемых вопросов.

«Если марксизм - это наука, теория и только то мои аппеляции к Леониду Андрееву … абсолютно бессмысленны… Макрсизм и коммунизм в каком-то смысле не только научны. Они теологичны…, а значит, метафизичны», - подчеркивает С.Е. Кургинян в одной из статей. То есть я рискну утверждать, что по отношению к метафизике, все остальное является надстройкой. Будь то наука, эстетика или рассматриваемая нами мораль.

Но метафизика - это слишком объемное и пространное понятие. С.Е. Кургинян давал несколько определений метафизики. Самое короткое и емкое среди них гласит, что: метафизика рассматривает предельные основания деятельности общества и человека. Как же связать между собой метафизику и нравственность? Для ответа на этот вопрос я позволю себе обратиться к собственному религиозному опыту. Что является краеугольным камнем религиозной метафизичности? И как на этот камень опирается религиозная мораль?

Верующий человек претерпевает на своем пути восхождения сущностную трансформацию своих отношений с Богом. Святые отцы обозначают ее как рост от «любви раба» к состоянию «любви сына». То есть, по сути, говорится о наличие двух наполнений религиозного чувства: негативного - страх перед Богом-Судьей, и позитивного - устремление к Богу-Любви. Что в свою очередь выливается к решению нравственных вопросов относительно того как поступать в жизни, чтобы не встретиться с Богом-Судьей, а иметь встречу с Богом-Любовью.

Конечно, все это заведомо упрощает рассматриваемую тему. Но все же позволяет ответить на поставленный вопрос. И, казалось бы, задача решена, установлена и показана связь между метафизикой и моралью в религиозном аспекте. Но ведь остается неясным, отчего имея такую связь метафизики и нравственности христианин, по словам апостола Павла, делает не то доброе, что хочет, а то злое, что ненавидит? Все дело в том, что метафизичность, представленная мной выше, еще опять же еще вторична по отношению к чему-то более важному. К чему?

Метафизическим основанием для верующего являются не те или иные (положительные или отрицательные) образы Божества, а сам факт присутствия Бога в мире. Тот факт, что Бог есть, коренным образом меняет жизнь верующего. По крайней мере, должно быть так. Это первично. По отношению к этому факту метафизично - нравственные конструкции становятся внешними. И остаются таковыми для человека, если он не принял «всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим» факт существования Бога. И потому они очень не устойчивы.

Перед тем как перейти к применению аналогичного подхода в разговоре о метафизической нравственности коммунизма, я приведу еще один пример из области уже светской. Великая Отечественная война, вернее отношение к ней, без сомнения наполнено до пределов метафизикой. Но опять же тут можно увидеть две коннотации: негативную - война чтобы не погибнуть, и позитивную - чтобы победить. Есть и другой аспект, который неимоверно метафизичен и важен - вопрос о том, кто твой враг. В войне 1941-1945 годов враг был абсолютный. И, казалось бы, этот последний аспект приводит нас к той основе метафизичности, которую мы ищем.

Но ведь в истории нашей страны была еще одна война, названная Отечественной. Я имею в виду войну 1812 года. Но там в отношении к Наполеону произошла некая трансформация, от «светоча прогресса», до «антихриста», которая была показана Толстым в романе «Война и мир».

Что же стало причиной такого разворота в восприятии врага? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, и приведет нас к той первичной метафизичности, которую мы ищем, вспоминая Великую Отечественную войну. Сам факт посигновения врага (не важно, какого) на твое Отечество и является тем корнем метафизичности отношения к войне. И этот факт уже определяет затем наполнение метафизично-нравственных конструкций, будь они негативные или позитивные.

Возвращаясь к вопросу о метафизике коммунизма можно опять же найти две этих разновидности отношения. Позитивная заключается в том, что коммунизм реализует запрос на построение справедливого общества. Негативная - сводится к борьбе против вопиющей несправедливости иных общественных укладов. Но это все опять же внешние и, как показал исторический опыт, неустойчивые конструкции. А сущностной и подлинно метафизической является война за право Человека быть самим собой. «Коммунизм, как раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей каждого человека», - вот что лежит в основе любых моральных, эстетических и метафизических построений.

«Рабы - не мы, мы - не рабы». Или, если чуть переиначить: «Мы - не рабы, рабы - немы». Перестать быть рабом, значит начать жить не как раб, утратить свою «немоту». Реализовать свою нерабскую природу в своих целях и достижениях, делах и что самое важное, раз мы говорим о метафизике, мыслях и побуждениях. Это и является сутью искомой морали коммунизма.

К сожалению, для первого в истории коммунистического проекта - СССР - вопрос о переходе к новому Человеку в достаточной мере поставлен и проработан не был. Освободившись от внешних форм угнетения, советские люди не перешли от негативной коннотации метафизичности коммунизма к позитивной его части. Пробуждение высших творческих способностей Человека в достаточной мере явлено не было. И потому судить окончательно о морали и нравственности коммунизма мы не можем. Но ведь это никак не может привести к отвержению самой метафизики коммунизма, основанной на защите самого понятия Человек.

И тут будет уместным привести полностью процитированные выше слова апостола Павла: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (Рим. 7:14-17).

Эта цитата, на мой взгляд, очень коммунистична и метафизична. Для христианина она говорит о преодоление в себе рабства греху. Для коммуниста - о преодоление Человеком внешних и, главное, внутренних форм отчуждения от своей Природы. Это все необходимое условие, которое и оформляется в какие-то морально-нравственные формы бытия. Но эти формы - не самоцель. Ведь и для коммунизма и для христианства - решение этой первой задачи не является достаточным. Все это нужно для обретения возможности приобщиться закону Духовному, то есть к подлинной метафизике. И для коммунизма, и для христианства (за другие религии говорить не берусь) это выражается в устремлении Человека реализовать заложенный в нем (Богом - для верующего, природой - для светского) потенциал Творца.

Оппонируя человеку в споре о нравственности коммунизма, с описания которого и начался этот текст, можно его просто спросить: а какие еще есть исторические Проекты и мировоззрения, которые отражают эту метафизическую устремленность каждого из нас и к «свободе от», и «к свободе для»? Кстати, мы так и сделали. А он честно признал, что не знает таковых. И потому, заключил наш гость, такой проект надо создать. Мне кажется, возвращение к истинной метафизике коммунизма и марксизма как раз и направленно на решение этой важнейшей задачи сегодняшнего дня.
Tags: коммунизм, метафизика, нравственность
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment