pravdoiskatel77 (pravdoiskatel77) wrote,
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77

Categories:

Чужие акценты

Галина Иванкина



«Забвение об уничтожении является частью уничтожения»

Жан Бодрийяр.

У меня было такое чувство, что это — не наш фильм. Голливудский, французский, польско-немецкий или ещё какой израильско-нидерландский. Благо, в кадре — много зарубежных лиц, причём во главе с Кристофером Ламбертом, играющим тут коменданта Карла Френцля.

Впрочем, это не первый стилизаторский опыт - «Рай» (2016) Андрея Кончаловского — точно такое же «общеевропейское» действо, как и «Собибор» Константина Хабенского. Публицист и общественный деятель Егор Холмогоров назвал фильм - «ещёодним военно-историческим провалом». Именно в этом качестве — да, увы, провал. Сценарий — не о любви к Родине и даже не о Великой Отечественной войне. О Второй Мировой. Совсем другие, ...чужие акценты, западный артхаус - муки, выживание, рефлексия. И - стремление к жизни. Не к справедливости, а просто — к дыханию. Одна из девушек-заключённых так и учит: «Нужнотерпеть и верить». На этом фундаменте выстроены все фильмы, книги, очерки о Холокосте. Этому же посвящено самое глубокое исследование психологии узников концлагерей — работа Виктора Франкла «Сказать жизни «да». Врач-психиатр, попавший в лагерь смерти, он сохранил восприятие мира лишь потому, что принял решение выжить и всё это записать. Франкл отмечал:«У подавляющего большинство заключенных преобладание примитивныхпотребностей, необходимость сконцентрироваться на себе, на сохранениисвоей жизнеспособности приводило к обесцениванию всего того, что неслужило этим исключительным интересам». Происходила деградация, потеря лица и — смысла. Этого, кстати, и добивались нацисты — превратить хомо-сапиенса в «тварь дрожащую». Беспримерное расчеловечивание, как жертв,так и палачей. На экране — забитое, униженное стадо и обезумевшие от безнаказанности шакалы. Не волки. Особо точно и — страшно это показано в сцене «гонки на колесницах», когда измождённых узников заставляют играть роль покорных лошадок. Разве что коней стегают пореже и безо всякого садизма. Не менее кошмарно выглядит фрагмент «крещения» евреев, когда один из фашистских ублюдков орёт: «Я Иоанн-Креститель!» и поливает узника французским коньяком, «остроумно» щёлкая в конце зажигалкой. Горстка маньяков и дегенератов, которые воспринимают себя — чем-то вроде богов Олимпа. Многие работы по истории концентрационных лагерей и особенно - лагерей смерти содержат одну и ту же мысль: гипотетически узники могли бы одолеть своих мучителей довольно быстро — элементарно сплотившись. Однако же кучка сволочей (притом ещё - разобщённых и строчивших друг на друга многостраничные доносы в Берлин) умудрялась держать в повиновении сотни и даже тысячи забитых, потерянных и униженных людей. В чём состоял подвигАлександра Печерского? Он разломал существовавший «порядок вещей». Совершил то, чего от него не ждали. И не могли ждать. Не предполагали. Он устроил восстание и — удачный массовый побег из лагеря смерти. Оттуда — повторюсь — не настолько трудно было убежать (ловкие люди и не такое могут), сколь невозможно преодолеть чудовищный прессинг, создаваемый лагерной машиной уничтожения.

Советскому офицеру Печерскому довелось фантастическое — он вернул своих товарищей по несчастью к ...изначальному смыслу человеческого бытия. Из этого состояния формируется тяга к свободе. Однако тот прорыв — плод нашего советского образа жизни. «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Печерский — не лишь еврей. Не только еврей. Он — советский гражданин с присущим ему пониманием добра и зла. К сожалению, тема СССР в кинокартине Хабенского почти не звучит. Пара смазанных, малозаметных фраз. И всё. Ибо — зачем? Фильм как бы изначально предназначен под европейский, западный формат. Никому там не интересно, что в Советском Союзе евреи вышли зарамки местечковой традиции, обретя совершенно другие качества. Печерский-реальный — это, прежде всего, офицер Красной Армии, а потом уже — еврей. Печерский в исполнении Константина Хабенского — это в первую очередь этническая данность, которую его персонаж и доказывает соплеменникам, демонстративно снимая штаны. Весомо-грубо-зримо. Крометого, лента не даёт ответа на главный вопрос: почему АлександруПечерскому удалось объединить людей? Если вспомнить советскую дидактику, всё складывается на раз-два и встаёт на положенные места. Наш человек не обучался «терпеть и верить». В своё время, читая допросные откровения какого-то лагерного босса, я натолкнулась на примечательную фразу: «Русские везде ивсюду организовывали подполье». Русские — читай советские. Поэтому офицер Печерский не стал ждать милостей от природы и устроил бунт. Газета «Комсомольская правда» первой написала о Собиборе — в 1944 году. Участник событий говорил о Печерском так: «Фамилии его никто из нас не знает, звалимы его Сашко, родом он из Ростова. С первых дней своего пребывания в лагереон задумал и стал готовить восстание и массовый побег. Сашко оченьосторожно подбирал участников заговора. План его состоял в том, чтобы водин момент порвать в лагере связь и сигнализацию, убить немцев-охранников и вырваться всем из заключения. В кузнице тайно по ночамделали мы ножи и небольшие топоры, которые удобно было прятать».

Любопытно, что англо-югославский боевик «Побег из Собибора» (1987) с блистательным Рутгером Хауэром - ...гораздо ближе к нашему мироощущению. При всём том, что в западной ленте всё рассматривалось через призму суперменской харизмы главгероя. В 1980-е был популярен образ этакого «злого русского» - непременно белокурого, с волевым подбородком, а потому блондин Хауэр сыграл отнюдь не семита, а, скорее, плакатного коммуниста. «Побег из Собибора» - это остросюжетная фабула о мощной личности. В нынешней картине и этого нет. Зрителю неясно, почему Печерского избрали на роль вождя страждущих. Душераздирающего «терпеть-верить» - навалом. Это и очкарик Хаим, которого регулярно и - зверски бьёт ремнём один из офицеров. И рыжеволосая красавица, на всё это печально смотрящая, хотя зрителю дают понять — она влюблена в Хаима. И бородатый ювелир, сошедший с ума от мысли, что его жену — убили. Но — ни малейшего действия. Терпеть. Верить. Ждать. Спятить. Надеяться!

Историки дружно изумились, что никак не затронут болезненный украинский дискурс. Вернее, тема, связанная с коллаборационистами — именно их нацисты готовили к самой грязной и кровавой работе. Вот, что выдаёт Энциклопедия Холокоста. «Его (Собибора Авт.) штат состоял из 20-30 солдат СС ...и 90-120охранников-украинцев». В фильме даны безнациональные и - безымянные капо, среди которых отчётливо нарисован только один. Хочется отметить мастерски снятый момент: холуй тренируется в маршировке и вскидывании правой руки в партийном приветствии. Однако же кто он? Эпизодический подонок с оловянными глазами. Авторы привычным жестом завуалировали неудобную - для Европы — деталь.

Но! Фильм ...полностью отвечает заявленному жанру. Это — военная драма. Драма на войне. Повествование о концлагере и Холокосте. Ад уничтожения и — горькая радость освобождения. Почему — горькая? В финальных титрах всё сказано — в частности, о том, как поляки отловили и выдали многих беглецов. Даже само название - «Собибор» говорит о том, что здесь оказывается важным не сам прорыв, а — бытописание ужасов, не имеющих срока давности. Сама операция по уничтожению руководства лагеря длится не более пятнадцати минут, что для двухчасовой картины — лишь яркий и — яростный эпизод. Остальное пространство ленты — скрупулёзное перечисление измывательств и кошмаров, нагнетаемых от минуты к минуте. Вот нарядная брюнетка в шляпке эротично улыбается офицерам, а вот - её уже стригут, как овцу и вместе со всем «ненужным биоматериалом» гонят в «душевую кабину». Критики сочли сцену в газовой камере — чересчур натуралистичной. Разве? Потому что — голые тела? Как на самом деле выглядело воздействие Циклона-Б на организм человека — это лучше не показывать вовсе. То есть впечатления от фильма — двоякие. Это не провал, но и не триумф. Точки на i расставлены порой не там, где ожидалось. Трагедия отдельно взятого народа — вместо обще-патриотического пафоса.

На премьере фильма разразился скандал-не скандал, но — жёсткая полемика, спровоцированная бестактным — хотя, и обыденным вопросом. Одна из приглашённых интеллектуалок выдала знакомую риторику: «Здесь сидитпублика подготовленная, а что будет, когда прилет другая, та, что спопкорном… с Кока-Колой...»      Константин Хабенский буквально взорвался:«Вы считаете, что тупые люди рядом с вами живут?» Далее воспоследовал агрессивный и - обиженный спич мастера и — человека. «Почему вы считаете,что вы более чутки, чем поколение, которое пришло...?!» Пойдут ли попкорн-мальчики и Кола-девочки на фильм «Собибор»? Скорее всего, их потянет в соседний зал на «Мстителей». Да кто знает? Но хрустеть и отхлёбывать они гарантированно перестали бы уже на пятой минуте. Жан Бодрийяр писал:«Забвение об уничтожении является частью уничтожения, потому что это -еще и уничтожение памяти, истории, социального и т.д. Это забвение также существенно, как и событие, которое в любом случае неуловимо для нас,недосягаемо в своей истине». Хабенский сделал фильм конкретно об этом — о невозможности, преступности забвения. Быть может, кто-нибудь возьмётся рассказать историю советского офицера, красноармейца Печерского. Его звали «просто Сашко»...

Tags: Голливуд, Мединский, актёры, кино, холокост
Subscribe
Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment