pravdoiskatel77

Categories:

Оргия в Авиньоне. Что рассказал о Западе театральный фестиваль

Нельзя было лучше подобрать нечто объединяющее последующий парад  моральных и психических отклонений, в зеркале которых человек был  разобран до самых темных закоулков души. Воспевание смерти физической  или духовной, как единственно возможного выхода, в прологе театрального  праздника само по себе заставило задуматься о неслучайности выбора  сюжета             

Оргия в АвиньонеАнашкин Сергей © ИА Красная Весна
Оргия в АвиньонеАнашкин Сергей © ИА Красная Весна

Часть I Avignon IN 

В среду, 6 февраля  директор знаменитого Авиньонского фестиваля Оливье Пи получил Орден  Почетного легиона за заслуги перед культурой. Награждение состоялось в  присутствии «первой леди» французского государства Брижит Макрон и  других представителей элиты. Министр культуры Франк Ристер на страницах  Twitter поприветствовал нового члена ордена словами: «Дорогой Оливье  Пи, спасибо за свет, который Вы несете с каждым поднятием занавеса.  Спасибо за неустанные действия при выполнении амбициозной задачи,  которую мы разделяем с Вами: стремления открыть двери культуры для всех,  как артистов, так и зрителей».

Принадлежность к ордену  Почетного легиона — высший почетный знак отличия Французской республики,  который дается за выдающиеся заслуги. Что отражает свет, несомый Оливье  Пи, каковы его выдающиеся заслуги перед Францией, а также во что  превратилось культурное явление, основанное в прошлом веке на  прогрессивных и демократических принципах, под его руководством,  позволит понять небольшая ретроспектива театрального форума,  проведенного Оливье Пи в прошлом году.

С 6 по 29 июля 2018 г. в  72-й раз прошел крупнейший международный театральный фестиваль в  Авиньоне (Франция). Традиционно форум делился на официальный Avignon IN,  в рамках программы которого зрители посмотрели 40 постановок, и  альтернативный Avignon OFF. В последнем приняли участие 1000  самодеятельных и коммунальных театров, которые показали 1300 спектаклей.  Число зрителей театрального форума достигло 50 000 человек. По числу  посетителей и престижности Авиньонский фестиваль действительно не имеет  аналогов в мире.

Если тематика официального фестиваля сжата  определенными идеологическими установками, то Avignon OFF — более  демократичен. Здесь нет различий между профессиональными и  самодеятельными театрами, кроме того, что последние ставят спектакли и  приезжают за свой счет. Для многих областных трупп — это уникальная  возможность получить контракты и финансирование, заявить о себе в  общенациональном и даже международном масштабе. В поисках талантов на  фестиваль съехались 3500 продюсеров, режиссеров и журналистов. Как  сообщает главный сайт Авиньона www.festival-avignon.com, фестиваль  является «крупнейшим рынком искусств, во время которого город покрывается флаерами и афишами, а труппы зазывают зрителя прямо на улицах».  Тем не менее зритель как-то ориентируется в этом хаосе, знакомясь с  программой по отзывам и анонсам или полагаясь на свою интуицию.

Авиньонский  фестиваль был основан в 1947 году французским режиссером и актером  Жаном Виларом, который оставался его бессменным директором до самой  смерти (1971). С 1951 по 1963 гг. Жан Вилар также возглавлял  Национальный народный театр (TNP), много сделавший для демократизации  театрального искусства во Франции. Он стремился познакомить широкую  публику с классическими произведениями в хорошей постановке. О высоком  уровне театра отзывался в том числе Луи Арагон. Сделав доступными цены  на билеты и введя систему абонементов, он позволил многим, ранее  лишенным этой возможности, приблизиться к культуре. Жан Вилар считал,  что театр не может стоять вне политики и выступал против войны в Алжире.

Политически ангажированным фестиваль остается и сегодня. Изменилась до неузнаваемости лишь его идеологическая направленность.

24 июля,  на закрытии официальной части Оливье Пи дал развернутую  пресс-конференцию о целях фестиваля. Он, в частности, сказал, что  основной проблематикой, волнующей сегодня французскую интеллигенцию,  является судьба различных, а особенно «гендерных меньшинств», и он  намерен расширить границы обсуждения этой тематики так, «чтобы она коснулась всех». Особое внимание он призвал уделять молодежи.

Оливье Пи подробно рассказал о главных, с его точки зрения, проблемах современности, которыми должно заниматься искусство: «В  этом году главной темой фестиваля мы выбрали гендерный вопрос. … Мы  также боролись за женщин и феминизм в большом количестве спектаклей. …  Мы боролись за гендерный вопрос, который затрагивает всех и особенно за  идентичность трансгендеров, за их права. Мы боролись за права ЛГБТ  (КИ? — эта аббревиатура обозначает термины из постоянно расширяющегося  списка нарушений половой идентичности — ред.) Это огромная сообщность,  которая затрагивает всех и которая до сих пор нелегальна в ряде стран  мира. Мы боролись за беженцев, которых некоторые называют мигрантами, во  многих спектаклях говорилось об этой проблеме. Эта борьба пересекалась с  борьбой за общности ЛГБТ и женщин. Мы боролись за Европу, в тот момент,  когда Европа не верит в себя сама. Естественно мы боролись за  культурную Европу, а не диктат финансистов. Мы боролись и боремся за  национальное образование. … Мы боролись за мужчину, которого зовут  Кирилл Серебренников, находящегося под домашним арестом в ожидании  процесса, наверняка, по политическим мотивам.» Также, по словам Оливье Пи, они боролись «за жителей Газы, против ужасных тюремных условий, против патриархата и дикого капитализма…»  В общем, это был бы обычный путаный леваческий дискурс, если бы не  колоссальные административные возможности в руках этого человека.  Особенную тревогу вызвало то, что основной натиск пропаганды было решено  направить на молодежь.

Воинственный тон выступления арт-директора  звучал несколько непривычно на культурном мероприятии, а повторяющееся  слово «борьба» подразумевало наличие некого культурного фронта.

Впрочем,  свою войну французский режиссер ведет давно, а позиций никогда не  скрывал. Несмотря на иногда спорное отношение к его искусству, Оливье Пи  добился славы как постановщик, актер и основатель театра, «сочетающего христианский мистицизм с дионисийским безумием».  Проявляя многогранность таланта, он выступал в джаз-клубах и кабаре под  псевдонимом «мисс Найф» в качестве травести. Написанные им тексты в  основном посвящены «трудности жить в этом мире», наслаждениям,  несчастной любви и другим личным проблемам. Он опубликовал несколько  книг, последнюю из которых «Парижанин» некоторые литературные критики  признали «инфантильной и нечитаемой», тогда как глянцевые  журналы околокультурной тематики представили как лучший роман сезона. В  качестве политического журналиста принимал активное участие в  антисербской кампании, защищал нелегальную миграцию и гомосексуальные  «браки». С 2013 — постоянный арт-директор фестиваля в Авиньоне.

Согласно  расставленным им приоритетам, значительная, если не большая часть  спектаклей, была посвящена трагичности судьбы людей с проблемами  сексуальной идентичности и другими отклонениями, а также феминисток и  мигрантов, то есть всему набору политически-корректных тем.

Честь  открытия фестиваля досталась международно известному французскому  постановщику и актеру Тома Жолли, избравшему для этого одну из самых  мрачных трагедий Сенеки «Фиест». С наступлением ночи на главной сцене  Авиньонского фестиваля в папском дворце началось действо.

В  трагедиях Сенеки, творившего в жестокие времена Калигулы и Нерона,  говорится о невозможности победы морали над греховными страстями и  ударами судьбы. Глубокое разочарование философа особенно остро  проявляется в этой трагедии, где автор выходом из трагического  противоречия видит лишь смерть. Восклицание хора из трагедии Сенеки — «Жаден до жизни тот, кто не хочет умереть, когда гибнет мир» — становится лейтмотивом всего фестиваля.

На  вопрос журналиста о выборе сюжета и о том, почему актерам было  интересно сыграть злодеев, а сам Тома Жолли выбрал худшего из них,  Атрея, постановщик ответил так: «Когда актеры играют чудовищ они  ищут в них что-то человеческое… Находя человеческое в монстрах мы задаем  себе вопрос и ищем что-то чудовищное в себе.» И действительно,  черноту человеческой души Тома Жолли удалось передать в полной мере.  Постановка с великолепной сценографией, костюмами и эффектами взорвала  театральный зал под открытым небом. Вот как описал спектакль один из  критиков: _«Тома Жолли, исполняющий роль главного монстра Атрея и  постановщик „Фиеста“ воспроизвел сумеречную, черную трагедию римского  философа Сенеки. Это рок-опера с элементами китча, переполненная  угнетающей, сумасшедшей избыточности. Дикая одиссея в глубину корней,  ужасное зло, которое каждый несет в себе.»__

Весь спектакль можно посмотреть здесь.

«Фиест»  стал событием и задал тон начавшемуся фестивалю. Нельзя было лучше  подобрать нечто объединяющее последующий парад моральных и психических  отклонений, в зеркале которых человек был разобран до самых темных  закоулков души. Воспевание смерти физической или духовной, как  единственно возможного выхода, в прологе театрального праздника само по  себе заставило задуматься о неслучайности выбора сюжета.

Вот  краткое описание лишь нескольких спектаклей из программы, которое  могло бы охарактеризовать общую атмосферу форума. Судите сами.

«Ода попытке» — хореографическая постановка Яна Мартенса и «Бен и Люк» — чувственный па-де-де танцоров из Буркина-Фасо.

«Медуза» — натуралистическое повествование о канибализме и животной природе человека, «борьба с которым будет вечна». (О суде над спасшимися на плоту фрегата «Медуза»).

«Далекая страна» —  адаптация Кристофом Рауком автобиографического романа Жана-Люка  Лагарса, умершего от СПИДа в 38 лет. В постановке участвовали выпускники  театральной школы Лилля. Сюжет повествования: осознающий приближение  смерти молодой человек гомосексуальной ориентации хочет попрощаться со  своими близкими. Он как бы возвращается в родительский дом, где не  одобряют его наклонности и «не понимают» его. В этой «далекой стране»  происходит встреча не только с живыми, но уже умершими родственниками.  Кроме того, там же присутствует весь сонм его бывших любовников, с  которыми продолжаются разборки. Кристоф Раук так сказал о выборе  произведения: «Я не ожидал встретить в театральной пьесе столько  гуманизма. Мы все когда-то переживали или испытывали эмоции и ситуации,  описанные Жаном-Люком Лагарсом. Он напоминает мне Чехова». С легкой руки постановщика Лагарса теперь называют «современным Чеховым».

«И почему я должен говорить как ты?»  Для подготовки этого спектакля актриса Анук Гринберг отправилась на  поиски «сырых текстов» в приюты, дома сумасшедших, в круги ада  обездоленных и забытых людей. Она нашла старые документы,  заархивированные медицинским персоналом, письма обитателей домов скорби.  Их она и читает мягким, хорошо поставленным голосом. Иногда тексты  просто душераздирающие, похожие на мольбу, другие наполнены надеждой,  объединяет их лишь одно — что на них никто не ответит.

«Некоторые никогда не видели моря» —  сага о драматической судьбе молодых японских женщин, приехавшие в США,  чтобы стать женами японских эмигрантов. Речь идет об их бесправной и  беспросветной жизни, осложнившейся с началом войны Японии и США.

Еще один спектакль на анти-патриархальную тематику привез постановщик из Египта. В пьесе «Мама»  говорится о том, что являясь хранительницами «Патриархального храма»,  женщины в египетской семье подвергаются ежедневным унижениям. С точки  зрения автора они отдают себя в «добровольное рабство», из которого нет  выхода.

Внимание привлекла и работа самого Оливье Пи — «Антигона»  Софокла, которую он реализовал с заключенными тюрьмы Авиньона. Все роли  в спектакле исполняются мужчинами. Как пишут критики, несмотря на  непрофессиональную дикцию, заключенные играют искренне, ежедневная  борьба за «достоинство» в ужасных французских тюрьмах им близка.

«Транс» —  постановка Дидье Руиса. Слово представляется семи транссексуалам,  которые на протяжении спектакля рассказывают о переходе из одного  пограничного состояния в другое.

«Он всегда может сказать, что это ради любви к пророку»  постановщик из Ирана Гуршад Шаиман в театральной оратории рассказывает о  драме молодых людей, бежавших из Магриба и Ближнего Востока из-за своей  сексуальной ориентации.

«Сухой сезон» — жесткий  матриархальный ритуал, в котором руководитель труппы Nova nova Фиа  Менар, мужчина с нарушением сексуальной идентичности, после терапии  принявший облик женщины, объявляет войну норме и патриархату. Спектакль  начинается сценой, в которой семь обнаженных женщин, раздвинув ноги,  лежат под прессом низкого потолка, который вертикально перемещается  независимо от их воли. По замыслу постановщика, это должно  символизировать порабощение, единственный способ освободиться из  которого — бунт против общества.

По словам французского критика: «В  визуально ошеломляющей сценографии „Сухого сезона“ проводится ритуал  разрушения патриархального дома. Будучи преисполнен решимости прекратить  мужское угнетение, Фиа Менард демонстрирует мстительную силу, не  избегая, однако стереотипов. „Я хлопаю по твоей киске“, — первые слова  спектакля, произнесенные Фией Менар, звучат как объявление войны. В  ответ на эти непристойные слова, которые многие женщины, вероятно,  слышали в подворотне, и являющиеся символом господства мужчин,  превративших общественное пространство во враждебную территорию,  руководитель труппы Nova nova решил выйти из игры (поменять пол).  Тяжелая артиллерия, способная стрелять красными шарами в патриархат…  Глаз за глаз, зуб за зуб».

И здесь невольно отмечаешь, что  несмотря на подчеркнуто виктимизированные образы большинства театральных  постановок, из-за их спины уже раздается чей-то рык, позволяющий себе  угрожать обществу на языке подворотни. Кто-то объявляет войну культуре  модерна и образу в ней человека, призывает к победе архаических  инстинктов над человеческой сущностью, упивается грехом и пороком. Этот  субъект, похожий на персонажей с картин Иеронима Босха, творит оргию  «возвращения». Воюя с патриархатом, он занимается разрушением того  тонкого культурного слоя, на создание которого человечество потратило  десятки тысячелетий. Отметим, сей масштабный проект идет при полной  поддержке элит, растерянности гуманистической интеллигенции и  непротивлении народа.

Исчерпывается ли повестка крупнейшего  театрального форума «гендером» и чем живет театральная глубинка — об  этом во второй части статьи Avignon OFF.

https://rossaprimavera.ru/article/a6a3acdd

Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded