pravdoiskatel77

Category:

Пещерные новации в старом театре

Максим Соколов
публицист

После того, как театр «Современник» возглавил режиссер-новатор В.А.  Рыжаков, тут же горячо – по мнению иных, чрезмерно горячо – взявшийся за  обновление храма Мельпомены, артист-ветеран С.Л. Гармаш, прослуживший в  «Современнике» тридцать шесть лет, отряс прах и удалился с родной  сцены. Поскольку Гармаш – это не только рекламное лицо известного банка  (деньги всем нужны), но и премьер труппы (теперь уже бывший премьер),  отрясание не могло не вызвать живую реакцию почти по Хармсу: «Театр  закрывается, нас всех тошнит». 

В своих претензиях Гармаш выступил  с позиций стародума (хотя они с новатором Рыжаковым погодки). Резкое и,  быть может, не вполне тактичное изменение ауры театра – увольнение  стареньких капельдинеров, чрезмерно скорый въезд в бывший кабинет Г.Б.  Волчек. Авторитарный стиль управления творческим процессом, причем  процесса по нынешним обстоятельствам особо-то и нет, но стиль уже есть.  Правда, и покойная Волчек держала бразды довольно круто. 

Но самым  неприемлемым Гармашу показалось то, что Рыжаков скорее всего на линии  обновленцев типа Богомолова и Серебренникова. То есть: приход новатора –  освоение площадки – быстрая ломка всего прежнего – «вот тебе Бог, а вот  порог» – появление самоновейших культурных и политических веяний,  которые не всем нравятся. 

Голые  задницы Гармаш Рыжакову не инкриминировал (да и какие задницы в  карантине, их ныне и у прекраснозадых Богомолова – Серебренникова не  наблюдается), его претензии были к «Диалогам», посвященным юбилею  Победы. «Часть высказываний, прозвучавших внутри них, я иначе как  кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу. Потому что  Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым  пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, моя литература, на  которой вырос, и моя память. Это является святым и неприкосновенным:  вспомните, с чего начинался «Современник», с «Вечно живых». Молодых  артистов подтолкнул к этому худрук, а потом и отредактировал снятое. Их  обнародовали от лица театра». 

Символика и вправду немалая. 15  апреля 1956 года первый спектакль театра – «Вечно живые». 22 июня 2020  года первый спектакль обновленного театра – «Онлайн-проект «Диалоги  Современника. Война и мир», инициаторами и авторами которого стали  молодые артисты театра, «решившие попробовать смело и искренне  поговорить о войне, о мире, о своих страхах, чувствах и памяти». 

Может  быть и смело, и искренне, беда только в том, что до боли вторично. «Эхо  дождя» уже который год под День Победы вываливает большое количество  диалогов и монологов на эту тему. «Закидали трупами», «схватка двух  тоталитаризмов», «каяться, каяться и обратно каяться», «преступления  СМЕРШа» etc. Молодые артисты театра не внесли ни единой новой нотки в  многолетнюю песнь старых абажуров. У которых, кстати, она даже лучше  получается – сказываются регулярные тренировки. 

Впрочем, без  идеологии нынче труба. Поставь нечто, преемственное со старинным  спектаклем «Вечно живые» – неровен час, запишут в ватники. Поставь  «Диалоги. Война и мир» – будешь смелым и гражданственным дождевиком.  Выбор очевиден, и только старые люди, рекламирующие «Почта-банк», могут  такие очевидные вещи не понимать. 

Недаром чуткий барометр прогрессивной мысли, артистка Л.М. Ахеджакова,  тут же поспешила заклеймить Гармаша. И не только она. Взлаяли на него  очень многие. С одной стороны, новаторство нового худрука – все это  очень старо и пещерно, хотя и прогрессивно, тут с критикой Гармаша как  не согласиться. С другой стороны, а делать-то что? 

Г.Б. Волчек стояла  во главе «Современника» с 1972 по 2019 год. Обыкновенно срок жизни  театра, как культурного организма, много меньше, чем 47 лет. Так что  дело не столько в В.А. Рыжакове, как бы к нему ни относиться, а в том,  что смерть старого «Современника» и появление в его стенах нового театра  – хотя и с прежним названием – было неизбежно. О чем, кстати, и  стародум Гармаш писал. Ибо если не брать в расчет нарочито музейные  театры вроде Большого (да и его не миновал ветер перемен), умирание  прежнего есть непреложный закон. Таганка, БДТ, Театр на Малой Бронной,  оба МХАТа – список можно длить до бесконечности. 

Другое дело, что  умирание старого и рождение нового может происходить с разной степенью  приличия. Конечно, лицедеи – цех задорный, но все же порой бывает и  пристойнее. Однако с «Современником» этого не получилось.  Худрук-новатор, Гармаш-консерватор, громкое «гав-гав-гав». Ровно собачья  свадьба задралась. 

Такой  борзости мог способствовать ряд обстоятельств. Театры находятся в  простое. Но надо же куда-то девать творческую энергию. Вот и нашли куда.  Передовые задницы Богомолова – Серебренникова разгорячили театральную и  не только общественность, и задница теперь мерещится во всяком  артистическом споре. Денег театрам дают мало, а будут давать еще меньше,  что очень обостряет полемику. 

Наконец, всегдашнее «На бой, на бой, в борьбу со тьмой!» нынче вылазит  везде. Хоть даже если кран прорвало и затопило соседей снизу. Мир –  театр, люди – актеры.

https://vz.ru/opinions/2020/8/7/1053783.html

Buy for 60 tokens
Оригинал взят у beriozka_rus в За сносом в Европе памятников героям Второй мировой войны стоят США Американцы требуют от одной из восточноевропейских стран ускорить снос памятников героям Красной армии. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Речь может идти о Польше или Болгарии,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded